вторник, 7 марта 2017 г.

"Бережливое предприятие" и обучение взрослых/ Lean manufacturing and andragogy

До того, как можно будет перейти к выполнению ежемесячного задания для "Кулинарного проекта", необходимо расставить несколько достаточно многословных точек над "Ё". Ведь тема, предложенная к обсуждению в марте - меню. А что такое меню? Это один из инструментов  организации и ведения домашнего хозяйства.
Думаю очевидно, что сам по себе, вне системы ("ящика с инструментами"), любой инструмент работает... не в полную мощность. Вот о системе, технологии и принципах сегодня как раз пойдёт речь. А так же о том, почему обучать взрослых интереснее, но намного сложнее.
Под катом - очень много букв.
В "Алфавите" упоминалось, что я работаю бизнес-тренером на металлургическом предприятии. Казалось бы, зачем мелкому парнокопытному сельскохозяйственному скоту музыкальный инструмент?
НО!
Центральная задача тренерской службы: научить вчерашних слесарей, механиков, ремонтников, стропальщиков и прочих технических специалистов что такое "быть руководителем" в современных промышленных условиях. Не командиром, не капитаном, не управленцем, не лучшим работником, не мастером на все руки и не каретой скорой помощи, а руководителем. 
Этому же приходится учить и руководителей "со стажем", чтобы подтолкнуть к саморазвитию.
Что это значит?

Существуют универсальные инструменты, давным давно разработанные, описанные и структурированные. Эти инструменты, применяемые системно и централизовано приводят к тому, что результат на выходе намного превышает изначальные ожидания. Владение этими принципами для современных руководителей - как знание этикета для придворных дам XVI-XVII века: иначе не продвинешься.


Одной из составляющих подготовки является освоение и использование этих принципов "на себе". Например: учим технику "развивающих вопросов" - пробуем и проверяем на коллегах. Невербальное поведение - аналогично. Иначе невозможно донести до участников нюансы и специфику каждого инструмента.

И, нет добра без худа, раз всё равно сижу в дополнительном отпуске, есть время написать давно запланированные посты про использование бизнес-технологий в домашнем быту.

Небольшое отступление: если хочешь научиться готовить, то к кому обратишься за помощью? К маме, к бабушке, к подруге, к "профессиональному повару" или к всемогущему Гуглу? 
Первая мысль: к тому, кто ближе и доступнее. Но правильный ответ: к тому, у кого вкус еды лучше.
Это стратегия - учиться у лучших - носит название "бенчмаркинг"
Все стратегии и технологии ведения домашнего хозяйства - тайм-менеджмент для домохозяек, самоорганизация "Изнутри наружу", Fly Lady, КонМари и прочие минималисты - это тоже своеобразный бенчмаркинг. На бытовом уровне.

Казалось бы, до меня на эту тему не писал только ленивый. Тогда откуда сколько постов на тему "У меня не получается. Что я делаю не так?", "Видимо у меня руки не оттуда растут", "Всё это импортные глупости, у нас не работают" и "Я такой родилась, не быть мне ... (подставить нужную характеристику)".
Вот здесь мы и подошли до первой части Марлезонского балета - почему обучение взрослых интереснее, но сложнее? И почему мы взяв в руки "работающую технологию" так часто не доходим до конца или получаем не тот результат, который ожидали?

Представим уже упомянутое обучение искусству готовки. В отличие от ребёнка, если мы серьёзно решили перестать кормить семью бутербродами и начать - вкусной и здоровой едой, у нас есть обоснование (зачем?) и настрой (надо! и справлюсь!), т.е. внутренние предпосылки, осознание и понимание. В результате появляются действия и дисциплина, значит подключается воля.
Теорию можно и дома почитать самостоятельно, поэтому хорошее обучение должно быть максимально практическим и самостоятельным - то  есть не смотрим и записываем, а желательно максимально делаем параллельно или сами. Хотя бы в виде домашних заданий.
Ну и последнее, результат должен быть вкусным для нас и гарантирован при повторении уже дома без мамы/подруги/бабушки/крёстной феи.


Вот это и есть 4 ключевых точки андрагогики - науки об обучении взрослых.

1. Для того, чтобы чему-либо научиться, мы должны понимать для чего нам это нужно. Вот прямо здесь и сейчас. Обучение взрослых строится на желании научиться и осознавании - желаемого результата, понимания сроков и готовности к волевым усилиям.
Если хоть раз пробовали изучать иностранные языки "для себя", то понимаете о чём речь.
2. Получаемые знания и умения должны быть практическими, прикладными и давать видимый (в идеале) результат. 
Ту же самую кастрюлю борща, подтянутые мышцы или возможность общаться с носителями изучаемого языка.
3. Новые знания должны либо складываться в преобразующуюся систему, либо встраиваться в уже существующую. В любом случае они - часть схемы. Отсутствие системы приведёт к разочарованию и скорой отправке "инструмента" в архив бесполезной информации. 
В общем борщ должен получаться всегда :)
4. И - последнее - для взрослых важен эмоциональный контакт с обучающим в большей степени, чем для детей и подростков. У каждого из нас свой жизненный багаж, "болевые точки", обиды и "священные коровы".
Поэтому если нет "доверия" преподавателю, уверенности в его экспертности, то вы оба зря потратите время. Потому что не слышите друг друга.

Всё это хорошо, но как могут быть полезны система и принципы руководства предприятием для женщин, тем более домохозяек?

Вернитесь в начало поста и прочтите 6 или 7 абзац: принципы - универсальны. Они существуют независимо от нас и нашего желания. Это коренные, фундаментальные истины, самоочевидные и независимые. Например, ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, КАЧЕСТВО. И таких принципов достаточно много.
Любые попытки "срезать углы", "потакать слабостям", достигнуть результата быстро, игнорируя фундаментальные принципы, обречены на провал. Это дом на песке без хорошей опоры, в котором "пляшут" и сыпятся стены. Это "вечная" уборка - когда всё запихиваем в шкаф с глаз долой, а потом что-то ищем и снова в доме хаос. Это забитая приборами и инструментами кухня, но при этом невкусная еда.

Поэтому переходим ко второй части - что такое "Бережливое предприятие" и чем оно нам может быть полезным?
Система "Бережливое предприятие" появилась в конце XX века и на сегодняшний день считается одной из лучших технологий организации и управления. В первую очередь, за счёт универсальности, пластичности и гибкости.
В основе именно этой технологии - анализ причин прорыва на рынок автомобилестроения японских производителей, в частности, компании Toyota. 

Ну замечательно! И что нам с этого?

В чём была революционность подхода, предложенного управляющими Тойоты? 
В том, что в отличие от принятого в традиционном управлении подхода "бери больше, кидай дальше", японцы пошли другим путём: "бери, сколько унесёшь, не рассыпай по дороге и совершенствуй лопату".
Сказать, что японцы придумали что-то новое - нет. Они взяли за основу лучшие практики своих соседей - организацию труда в Советском Союзе и технологии Запада, заправили соевым соусом японским менталитетом и без громких лозунгов сделали всех. Почему? Потому что в основу легли не только лучшие практики, но и фундаментальные принципы, те самые универсальные истины, о которых мы говорили выше.
Предлагаю рассмотреть подход "Бережливого предприятия" поближе:
1. Бери, сколько унесёшь - Тойота первой из компаний отказалась от массового производства и перешла на выпуск продукции малыми партиями в зависимости от спроса.
Чем это полезно нам? Анализ процессов, планирование, предотвращение "разбрасываний по проектам" (8 начатых, ни одного завершённого), дисциплина.
2. Не рассыпай по дороге - начав анализ производственных линий эксперты Тойота пришли в выводу, что различные потери составляют до 70% себестоимости конечной продукции, но не "создают полезной стоимости"
Вполне естественное решение: для повышения подуктивности системы все потери должно свести к минимуму. Дотошные японцы выделили 7 категорий и разработали разные технологии по устранению каждого вида. Индивидуалисты-американцы внесли 5% изменений обнаружили ещё одну категорию, которую японцы проигнорировали в силу коллективизма. 
Но о потерях расскажу уже в другой раз.
3. Совершенствуй лопату. Не знаю, что здесь сыграло в большей степени перфекционизм, уважение к профессионализму или общеяпонская хозяйственность, но последний принцип звучит так: "Любой процесс может быть усовершенствован". Такое мышление способствует постоянному, а в идеале и непрерывному, развитию. В любом возрасте, в любой должности, в любой ситуации. Может быть именно поэтому старческая деменция дезертирует ещё на подходе к берегам Японии?

Подведём итоги: 
Любые инструменты (молоток, отвёртка, составление меню, ведение контрольного журнала, кластерная (по категориям) уборка и прочее) имеют свою конкретную функцию. По одиночке они работают, но не так эффективно, как мы хотим. Нет ожидаемого волшебства, чуда. Поэтому вывод первый: любые инструменты должны служить системе, быть её частью.
И сразу подвывод: любой новый инструмент требует обоснования, осознания и усилия для усвоения.
Вывод второй: система должна учитывать фундаментальные принципы и быть удобной для конкретного человека, что подразумевает её высокую гибкость и универсальность.
Ну и последний вывод: учиться никогда не поздно, но не отрицая "всё нажитое", а опираясь на свой опыт и активно его используя.

Спасибо, что дошли вместе со мной до этого места. Предлагаю в комментариях высказать своё мнение относительно всего написанного и рассказать, что в Вашей жизни (или в наблюдаемой вами реальности) можно было бы отнести к "потерям"?

А на сегодня всё. 
Спасибо за внимание!

21 комментарий:

  1. Ответы
    1. Или Ася чересчур заумно написала )))
      Или оно особо никому не нужно )))

      Удалить
    2. Долго вчера обдумывала прочитанное. Мне кажется, несмотря на присущее русским коллективное "мы", системность у нас напрочь отсутствует. Более того, она зачастую воспринимается враждебно, ибо как нам обойтись без душевных порывов - берёзку нужно сначала обнять, потом заломать.
      Для меня в данный момент "потери" - время, потраченное на негативные эмоции и преодоление их источника. Понимаю, что без контраста сложно определить степень различия, но я с удовольствием потратила бы его на куда более приятные вещи.

      Удалить
    3. Маша, спасибо что поделилась своим мнением. Берёзка повеселила, но отчасти я с тобой согласна - системности не хватает... Видимо в силу заблуждения, что системность и спонтанность несовместимы.
      Первый вид потерь отмечен ))

      Удалить
  2. Ася, все восьмое марта празднуют ужо. ))) Я прочитала на заморенную несколькими консультациями и празднованием на работе голову, надо ещё на свежую прочитать. ))) Полезное дело пишешь. Правда, вот это у меня малость сомнения вызывает, да... "Они существуют независимо от нас и нашего желания. Это коренные, фундаментальные истины, самоочевидные и независимые. Например, ЧЕСТНОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, КАЧЕСТВО." Особенно справедливость в роли фундаментальной истины. ))) А японская установка про алгоритм действия - класс!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оль, если честно, принципы у меня тоже не сразу "легли". Вроде как и правильно, а вроде как и смущает что-то... Подозреваю, что беда в "переводчиках", как и с дедушкой Фрейдом: перевели "sex" как половой акт, а не как гендерную принадлежность, и всё... есть возможность зафукать полностью в целом неплохую теорию о важности родительского влияния на становление человека )))
      Но ведь все великие книги об этих универсальных принципах бытия пишут. И Коран, и Библия, и Тора, и Веды... Значит, таки явление имеет место быть? )))
      Японский алгоритм в оригинальной форме звучит более... философски )) Зато в моей версии наши понимают и принимают быстрее. Суть-то не меняется )))

      Удалить
    2. ))) На заборах вообще много чего пишут, а потрогаешь - дерево. ))) А уж что в "Ведах" пишут - то и вовсе обнять и плакать, сами Веды и не видывали того, что, оказывается, нынче в них "сказано" и "написано".)))

      Как по мне, честность, справедливость и качество - это философские категории, относительные до невозможности и у каждого - свои, поэтому как основополагающие базовые принципы для сравнения с какими-то важными вещами я их не рискую применять. Проще с законом всемирного тяготения сравнивать - он надёжнее и универсальнее. )))

      Согласна я с системностью воздействия в любой области, ибо человек - система, и включён он тоже в кучу разных систем, поэтому точечное воздействие на него возможно, но редко бывает эффективно и продолжительно: привычная система его назад в свои орбиты затягивает и возвращает всё на круги своя...

      Ну, и самое нелёгкое в обучении (читай - в изменении) взрослого человека, на мой взгляд, это то, что его система убеждений и ценностей уже сложилась и, порой, закостенела. А убеждения и ценности - это то, с чем люди расстаются труднее всего, в психотерапии это самый непростой пласт работы. Так что успешность обучения во многом зависит от гибкости психики и готовности ревизовать и совершенствовать систему убеждений и ценностей - иным проще конституцию с уголовным кодексом переписать, чем "а вот в нашей семье принято...".

      Зато если человек в любом возрасте готов учиться, впитывать новое и что-то привычное делать по-другому - тут да, необъятные горизонты и повышение качества жизни (и здоровья) гарантированы. ))) Знаю такие примеры в реальности, сама надеюсь стать такой вечно любопытной старушенцией когда-нибудь. ))

      Удалить
    3. И таки ж да - про интенсивный и экстенсивный путь развития ТАК давно известно, что остаётся только удивляться - почему до сих пор везде и всюду экстенсивный преобладает... Разве что кроме Японии))

      Удалить
    4. Оль, думаю, повод подискутировать у нас точно ещё будет - я же только начала сводить всё в одну кучу ))
      Картину мира ломать - самое сложное в нашей работе, это да всеми четырьмя лапками. Хоть в тренингах управленческих, хоть в психологических, хоть в коучинге, хоть в личных консультациях... Но, как я говорю во время занятиях: "Я не смогу стоять над вами 24/7. Я могу рассказать, показать и дать попробовать. Дальше - ваша свободная воля и ваш выбор. Я свой уже сделала" :)
      Пока существует гравитация, закон всемирного тяготения будет универсальной истиной. Но думаю, точность и качество не менее универсальны. Хотя и менее доказательны ))

      Удалить
  3. Прочитала, задумалась и "снова запихнула все в шкаф, а с утра опять бардак")))почему? да просто нет у меня системы, вообще никакой. Все на волне вдохновения. А надо бы! спасибо за мысли!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, рада, что статья получилась полезной. А я уж переживать начала, что написала непонятно и заумно ))
      Самое большое открытие для меня в процессе освоения разных инструментов - системность не противоречит спонтанности и вдохновения. Даже, наоборот, очень способствует. Да и последствия не настолько разрушительные )))

      Удалить
  4. Здравствуйте, очень интересный пост. Вы очень грамотно все разложили по полочкам, перенося на ведение домашнего хозяйства. У вас очень интересная работа!!! Вы много лет работаете в этой области? Я работаю в отделе качества, у нас внедрена СМК на предприятии, но к сожалению с началом кризиса, новым руководством она воспринята, как "ни кому не нужная работа", "оплачивать сотрудников этого отдела у нас нет денег" и многое другое. К сожалению, после декретного отпуска придется искать работу. И в этой сфере в нашем городе ее сейчас практически нет. Одна из важнейших потерь - это не востребованность квалифицированных работников и как следствие отток из города молодежи (по данным местных новостей тысячами), закрытие существующих предприятий (не говоря уже о развитии и появлении новых), угнетающие вывески "аренда" добавляющиеся каждый день на фасадах зданий. И еще потеря - отсутствие развитой городской инфраструктуры. Миллионы вложены в строительство метро, десятилетия времени, в прошлом году планировали запустить первую ветку, а как итог, снова миллионы на консервацию проекта и сообщения "метро не будет".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саша (кстати, Саша или Аля?), предлагаю сразу перейти на "ты". Я - Ася ))) Добро пожаловать в гости.
      Непосредственно бизнес-тренером работаю последние лет 8, а с психологическими тренингами знакома не понаслышке ещё с последних курсов института (тема диплома - тренинг как средство актуализации (гармоничного развития) взрослого человека).
      Сейчас и у нас трудности - предприятия остановлены на неопределённый срок и там куча нюансов по запуску. Очень хорошо понимаю твою ситуацию - сама такая же. Жаль, но будем что-то искать - была бы шея, а хомут найдётся )))
      Чиновничий произвол и бюрократизация - это часть как раз "традиционного управления". Но, увы, здесь для изменения нужно ещё больше усилий и контроля (первые лет 40 (привет Моисею!), пока мышление полностью не изменится).
      Мало надеяться на лучшее, Важно прикладывать к этому лучшему свои ручки. Всё в наших руках. Рано сдаваться ))

      Удалить
    2. Ася, с удовольствием на "ты". Я предпочитаю, когда меня зовут Александра. В жизни всегда поправляю, если Сашей зовут, причем с детства, с 1 класса говорила учителям "Я Александра" :) С появлением блога, в сети мое имя пишут по разному и когда девочки мне пишут много добрых душевных слов называя Сашенькой, мне так приятно и поправлять не хочется :)

      Удалить
  5. Как интересно и далеко от меня - вдвойне любопытно узнать что-то новое.
    Мне понравился японский алгоритм, так и есть ведь в реальности! У них совершенно фантастическим образом всё работает, это завораживает.
    Про обучение взрослых я сейчас очень остро прочувствовала. Сейчас в автошколе постоянно преодолеваю себя, систематично и дисциплинированно делаю то, что говорят, выискиваю себе приятную мотивацию кроме уже имеющейся "надо"... эх, нелёгкая эта работа...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Чужому учись, да своего не забывай", - как правильно говорили старики. У японцев можно научиться уважению к традициям, системности и методичности. Но у нас больше спонтанности в характере и меньше перфекционизма. Что тоже неплохо ))
      Ух, права это да, важное умение... А я всё никак не решусь, но оно правда не особенно и надо.
      Буду держать за тебя пальцы крестиком, чтобы всё получилось )))

      Удалить
  6. статья интересная, прочла два раза, но так и не поняла вопрос про потери. что имеется ввиду? потеря времени? лишние, никому не нужные действия?
    если так, то тогда для меня потерей времени - поездка с работы и на работу по часу в полном автобусе.
    буду ждать продолжения темы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо за комментарий и за вопросы. Постараюсь в ближайшее время написать планируемое ))

      Удалить
  7. Ася, уууух, какая интересная статья, сразу видно - ты специалист в своем деле. Безумно импонирует твоя систематизированная подача материала в симбиозе с чувством юмора))) Я бы к потерям отчасти отнесла - человеческий фактор! Люди не машины, зачастую, ни все и не всегда четко замотивированы на конкретный вид деятельности (не горят своим делом, а просто получают доход - работают от звонка до звонка, а не головой, душой и сердцем),как, например руководители и хозяева предприятий - которые получают прибыль и несут миру свой вынянчанный продукт. Плюс у работников могут быть проблемы в личной жизни, плохое самочувствие, понос, золотуха, неохота и еже с ними недуги и как следствие невнимательность. Вкупе с непродуманной системой поощрения и наказания это может давать потери. Жду с нетерпением продолжения и подобных постов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, человеческий фактор тоже имеет место быть. Но хуже немотивированых "досочников" могу быть только замотивированные доброжелатели: я же как лучше хотел )) Люди вообще самый интересный, но самый сложный в управлении ресурс из 4х.
      Продолжение уже есть, можно почитать ))

      Удалить